Юлия Викторовна Маслова

Консультация для родителей "О вежливости"

Вежливо о вежливом.

 

Что скрывается под термином «вежливый»? Итак, вежливый человек – это тот, кто соблюдает правила приличия, воспитанный, учтивый. Согласитесь, довольно простое толкование. Однако смысл, вкладываемый в него родителями, может быть совершенно различным. Рассмотрим три ответа мам на вопрос, что они понимают под фразой «воспитанный ребенок»:

• «Вежливый, воспитанный ребенок – это ребенок, который умеет занять себя сам, понимает, что взрослые – тоже люди, и не нужно постоянно требовать их внимания бесконечными истериками», – говорит мама трехлетнего малыша.

• «Мне хотелось бы, чтобы дочь вела себя более спокойно в общественных местах. Приходим, например, в гости или в поликлинику, а она начинает бегать, громко смеяться, шалить. Мне кажется, что это какое-то невежливое поведение, ведь она мешает другим людям. Мне стыдно за нее. Мне кажется, что люди смотрят и меня осуждают, что не смогла ребенка воспитать», – жалуется мама трехлетней девочки.

• «Вежливый ребенок – тот, кто не забывает вовремя говорить вежливые слова. К школе это должно быть воспитано в ребенке», – говорит мама шестилетнего мальчика. Несмотря на значительные различия в понимании вежливости, желаемой своему ребенку, есть в этих толкованиях нечто общее. Вежливое поведение ребенка предполагает знание своих границ и соблюдение границ окружающих. Чем более невежлив человек, тем меньше желание окружающих общаться с ним. Таким образом, родители, воспитывая ребенка вежливым, способствуют его социальной адаптации.

Личный пример

Наиболее простой путь воспитания вежливости – личный пример родителей. Уважение к другим, скромность, порядочность – это те качества, которые ребенок приобретает постепенно, общаясь с родителями, перенимая их опыт. Малыш легко усваивает формы приветствия и прощания, их уместность употребления в зависимости от того, насколько они приняты в семье. Кроха учится различным проявлениям вежливого поведения, в том числе и более сложным, таким, например, как выражение благодарности.

Сложная модель

Каким образом ребенок осваивает сложные модели вежливого поведения? Рассмотрим наиболее привычный способ воспитания чувства благодарности. Довольно типичная сцена: женщина на улице дает ребенку конфету или игрушку. Ребенок берет и отворачивается, чтобы уйти. Вмешивается мама ребенка:

– Сашенька, что нужно тете сказать?

– ...

– Спасибо нужно тете сказать.

Самостоятельной реакцией ребенка, еще не освоившего вежливого поведения, вполне может стать анекдотическая, но вполне логичная реплика «дай еще!». Угощавшая женщина может умилиться такой непосредственности, и в самом деле угостить еще, убеждая ребенка в правильности его поведения. Закрепится или нет подобная модель поведения, во многом будет зависеть от реакции мамы. Если мама также продемонстрирует умиление, то научить затем ребенка говорить «спасибо» вместо «дай еще» будет существенно сложнее. Есть еще в этой ситуации и возрастной аспект, который необходимо учитывать. Подобный ответ может вызывать улыбку, если его произносит двухлетний карапуз, но если так отвечает четырех-пятилетний ребенок, то чувства возникают совершенно иные. Поэтому двухлетка может в качестве подкрепления получать ободряющую улыбку мамы в такой ситуации (какой находчивый малыш!), а уже трехлетний ребенок – затрещину в качестве порицания за невоспитанность.

При получении подарка ребенок испытывает эмоции радости, а это способствует формированию чувства благодарности. Получив похвалу за своевременное выражение этого чувства, ребенок усваивает важный социальный ритуал.

За все я вас благодарю…

Для формирования чувства благодарности как предпосылки вежливого поведения, важен еще один аспект. Ребенок, получив подарок, как правило, оценивает нужность/ненужность, приятность дара для себя. В первом случае он испытывает неимоверный восторг и радость. Позже, «переварив» эти чувства и поняв, почему они появились, он обязательно захочет их повторения, а следовательно, будет благодарен за подаренное удовольствие.

Малыш не может самостоятельно, без воздействия со стороны сформировать для себя это социально значимое чувство. Во-первых, потому что ребенок еще не усвоил общественные нормы поведения и не знает, что несоблюдение этих норм влечет за собой отторжение обществом. Во-вторых, чувство благодарности – сложное чувство, развить которое самостоятельно в себе в принципе невозможно.

Вежливая вежливость

Существенным моментом является вежливое обучение вежливости. Если ребенок демонстрирует некорректное поведение, сделать ему замечание можно различными способами. Например, ребенок вмешивается в разговор мамы с подругой, мама может отреагировать по-разному: «Замолчи (или даже заткнись), не видишь разве, что взрослые люди разговаривают!» Однако прерывать ребенка, вступившего в разговор, таким образом неправильно. Нельзя быть грубыми, если вы учите вежливости. Вероятно, лучше было бы ответить так: «Сейчас я закончу. А потом будешь говорить ты».

Иногда мы не понимаем, насколько сами невежливы с детьми. Интересный пример приводит Эдда ле Шан в своей замечательной книге «Когда ваш ребенок сводит вас с ума»: «Забавной иллюстрацией этому служит одна из сценок, показанных по телевизору в развлекательной программе. Четверо взрослых людей обедают, общаясь между собой так, как обычно общаются с детьми. Хозяйка велела своим гостям вымыть руки прежде, чем сесть за стол, а один из гостей изобразил, что он шокирован жутким поведением за столом хозяина, положившего на стол локти. Званый обед не просто превратился в кошмар, он стал убедительным напоминанием о том отсутствии уважения, с которым мы относимся к нашим детям».

Обращайтесь вежливо!

Важно быть вежливыми самим, и не только в «публичных» местах, но и дома, в ежеминутном общении с ребенком. Вежливое отношение к ребенку говорит о том, что он важен для вас как личность. Например: «Света, не могла бы ты убрать посуду со стола?» «Артемка, пора ложиться в кровать. Пожалуйста, иди к себе в комнату». «Дима, спасибо за то, что вынес мусор. Я очень ценю твою помощь». «Извини, Катя. Я нечаянно толкнул тебя». Такое обращение имеет магическое влияние.

Атмосфера в доме будет более спокойной и счастливой, а дети будут вежливы с вами. Иногда поведение, которое мы расцениваем как невоспитанность, на самом деле просто отражает изменение норм поведения в обществе. Хотя внешне оно противоречит тому, чему нас учили, но по сути своей мало отличается. Например, если вы дарите подарок своему внуку, он может сказать не «спасибо!», а «потрясно!», что означает то же самое.

Вежливое обращение – важное умение, которое поможет вашему ребенку в его дальнейшей жизни. 

30 мая 2017 в 18:38

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.